BACK И FORWARD - ПОБЕГ
КЛИК НА ССЫЛКЕ - ПРОВОКАЦИЯ

27 июля был подписан Указ Президента N737, в соответствии с которым спецслужбы Украины могут получить неограниченный контроль над украинской частью всемирной компьютерной сети Интернет и возможность прослушивать все разговоры клиентов мобильной связи.

Вышеупомянутым указом устанавливается, что "деятельность, связанная с оказанием услуг по передаче данных в сетях связи общего пользования, может осуществляться только при наличии лицензии". А необходимым условием для выдачи лицензии предложено сделать укомплектование системы связи "специальными техническими приспособлениями для снятия информации с каналов связи". Еще раз оговоримся, речь идет о возможности получения спецслужбами этих полномочий Все будет зависеть от того, вступит или не вступит в силу Указ, и какие подзаконные акты будут к нему разработаны (чтобы нормы Указа начали действовать, необходимо внесение изменении в статью 4 Закона "О предпринимательстве", которая определяет перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию).

Главный вопрос: каким образом спецслужбы будут осуществлять доступ к "специальным техническим приспособлениям"? Если по решению суда, то ничего, по сути, не изменится, просто "силовикам" будет более удобно прослушивать и просматривать данные пользователей негосударственных сетей связи. Но если не по решению суда, то прослушивать и просматривать они смогут когда угодно и что угодно.

В стремлении поставить под контроль Интернет Украина не одинока. В России уже около года Федеральная Служба безопасности пытается провести через Госдуму нормативный акт под условным названием СОРМ-2. СОРМ - это система технических средств для оперативно-разыскных мероприятий. К сожалению, на момент написания статьи мы не располагали информацией о том, прошел ли СОРМ-2 Госдуму или нет. Но известно, что региональные провайдеры уже не раз подавали в суд на ФСБ, выступая против попыток внедрения СОРМ-2. Первоначально, в соответствии с СОРМ-1, для того, чтобы сотрудники ФСБ могли получить доступ к данным конкретного пользователя Интернет, им необходимо было предъявить провайдеру решение суда. Но в соответствии с СОРМ-2 никакого решения им уже не будет требоваться. По новому порядку ФСБ будет иметь к каждому провайдеру выделенную линию и возможность в режиме реального времени управлять аппаратурой и программами провайдера на предмет тайного съема принимаемой и передаваемой абонентом информации, а также других сведений об абоненте Наказанием провайдера за отказ от такого "сотрудничества" будет лишение его лицензии.

По уровню развития Интернет Украина отстает от России на несколько лет и, видимо, украинские "силовики" решили, пока не поздно, перенять опыт своих северных коллег. Но что означает внедрение в Украине чего-то похожего на СОРМ-2? Если проводить аналогии с обычными вещами, то СОРМ-2 в Интернете эквивалентен разрешению спецслужбам без санкции суда или прокурора читать письма всех без исключения, проводить обыски в квартирах "подозрительных" граждан, вести постоянное наблюдение за банковскими счетами "неблагонадежных" бизнесменов. Круг полномочий ограничен только возможностями самой сети Интернет.

Государство всегда стремилось и, видимо, всегда будет стремиться контролировать своих граждан, их общение. Новые технологии предоставляют новые возможности общения и новые способы контроля над ним. Контроль может быть как обоснованным, на пример с целью предупреждения преступлений, и осуществляться по санкции суда, а может быть тотальным, как по Оруэллу, когда с использованием автоматических технологий распознавания речи прослушивались все телефонные разговоры на предмет выявления определенных "запрещенных" слов. И не стоит "1984" Оруэлла воспринимать только лишь как плод фантазии больного воображения автора. В 1994 году в США, славящихся своими демократическими традициями, Федеральное Бюро расследований обнародовало план, по которому все телефонные компании должны были обеспечить возможность одновременного прослушивания 1% всех телефонных разговоров во всех крупных городах США (и это при том, что, по данным Филиппа Зиммермана, создателя системы шифрования Pretty Good Privacy, в предыдущие годы в США на всех уровнях от местного до федерального прослушивалось около одной тысячи разговоров в год!). ФБР свой однопроцентный план объясняло тем, что такие возможности понадобятся в будущем. Этот план, по словам Филиппа Зиммермана, вызвал огромное возмущение в американском обществе, и Конгресс отклонил этот документ.

Примечательно, что "однопроцентный план" ФБР обнародовало через год после принятия Конгрессом Закона "О цифровой телефонии", который обязал телефонные компании устанавливать на центральных телефонных узлах точки входа для удаленного прослушивания, чтобы агенты ФБР могли прослушивать телефонные разговоры, не выходя из офиса. Фактически эта же возможность будет представлена нашим спецслужбам после вступления в силу рассматриваемого Указа. Только в США прослушивание все равно осуществляется лишь с санкции судьи, а как будет у нас, еще неизвестно. "Однопроцентный план" в 1995 году Конгресс отклонил, но в 1993 году он также отклонил и Закон "О цифровой телефонии"...

Интернет предоставляет широкому кругу пользователей ранее неведомые возможности для общения. Он позволяет в течение нескольких минут обмениваться письмами людям, находящимся по разные стороны Земного шара, просматривать информацию, расположенную за тысячи километров, в режиме реального времени общаться с жителями других стран, и никто это не контролирует. По видимости, это кому-то не нравится И этот кто-то разработал Указ, по которому все провайдеры Интернет, услуг должны обеспечить возможность "снятия информации с каналов связи". Во врезке "Any body wanna sex" показано, как двое мужчин могут общаться в интернетовском чате (специальная программа для обмена сообщениями в режиме реального времени) под видом двух молоденьких девушек Это не преступление и касается только их двоих, но при тотальном контроле над Интернет эта информация может быть использована "компетентными лицами" с целью шантажа.

В информационном отношении мы отстаем от развитых стран на несколько лет, и сейчас повторяем то, что было у них. Рассматриваемый Указ может создать удобную инфраструктуру для тотальной слежки за неугодными бизнесменами, журналистами, политиками. Может, нынешняя власть и не будет ее использовать, но ведь власти меняются. При Никсоне в США действовала программа ФБР под названием COINTELPRO, которая была направлена на преследование групп, не согласных с политикой правительства В рамках программы осуществлялась слежка за участниками антивоенного движения за гражданские права, прослушивались разговоры Мартина Лютера Кинга. Думается, наши спецслужбы вряд ли откажутся действовать таким же образом в рамках "защиты государственных интересов". Были бы технические возможности.


Андрей ДЕСЯТКИН
"ДЕЛОВОЙ ДОНБАСС"N24(192), 13-19 июля 1999г.